Строчные буквы

10.07.2011 | Разное by SeaBreeze


Строчные буквы латинского алфавита, как известно, происходят от гуманистического минускула эпохи Ренессанса, который, в свою очередь, произошел от каролингского минускула IX-X веков. Происхождение от книжного рукописного почерка сказывается в сохранении в формах латинских строчных некоторых каллиграфических особенностей.

Правда, в кириллических строчных эти особенности гораздо менее заметны, потому что, как уже было замечено, большинство их повторяет форму прописных, в отличие от латинских. Только 7 букв отличаются по форме от строчных: а, б, е, р, с, у, ф, причем главным образом потому, что совпадают с латинскими. Как правило, в остальных знаках характер рисунка соответствует характеру прописных, например, буквы д, ж, к, л, м по общей форме и по рисунку отдельных деталей должны быть близки Д, Ж, К, Л, М.

В кириллических строчных прямого начертания преобладают, как и в прописных, прямоугольные формы и прямые углы, в отличие от латинских, где гораздо больше криволинейных элементов и круглых форм. Кроме того, в кириллице гораздо меньше знаков с выносными элементами (7 из 33—б, д, р, у, ф, ц, щ), чем в латинице (12 из 26—b, d, f, g, h, j, k, l, p, q, t, y). В общем, кириллический набор производит более монотонное и статичное впечатление по сравнению с латинским. Однако по отношению к прописным строчные буквы кириллического (и латинского) алфавита в целом более динамичны, а их пропорции более широкие. Как и прописные, по форме и конструкции их можно условно разделить на четыре основные группы.

Прямые знаки—конструктивно состоящие из вертикальных и горизонтальных штрихов, пересекающихся под прямым углом (или близким к прямому): г, н, п, т, ц, ш, щ (в латинице этой группе знаков соответствуют знаки с преобладающими вертикальными штрихами h, f, i, j, l, m, n, r, u, t).

Знаки с овалами—полностью или частично состоящие из штрихов, которые образуют крупные (в рост всего знака) округлые элементы чаще всего овальной или полуовальной формы, часто с выносными элементами различного вида: b, c, d, e, g, o, p, q, б, ф, э, ю (первые 8 латинские, с, е, о, р общие для 2-х алфавитов).

Знаки с диагональными штрихами—состоящие из диагональных штрихов или имеющие их в своей конструкции: k, v, w, x, y, z, д, ж, и, к, л, м (первые 6 латинские, х, у, общие для 2-х алфавитов; знаки д, ж, к, л отнесены в эту группу условно, так как в зависимости от индивидуального решения они могут вовсе не иметь диагональных штрихов; м, и могут также быть интерпретированы как прямые знаки).

Знаки с округлыми элементами — имеющие округлые элементы, по размеру не достигающие роста всего знака: a, g, s, в, з, ч, ъ, ы, ь, я (первые 3 латинские, буква а общая для 2-х алфавитов).

Строчные буквы, аналогичные по конструкции прописным, строятся по тем же правилам, с учетом некоторой корректировки пропорций и толщин штрихов. В кириллическом алфавите только конструкция строчных знаков б и ф значительно отличается от прописных. В конструкции буквы б сохранился каллиграфический по происхождению верхний выносной элемент в виде волнобразного или закругленного росчерка, который требует правильного решения формы знака в зависимости от общей стилистики шрифта. В шрифтах с крупным очком строчных иногда приходится снижать верхнюю часть овала, чтобы увеличить место для верхнего элемента. Надо обратить внимание на внутренний угол в месте примыкания его к овалу, где обычно требуется врез для выравнивания цветового решения знака, а также на устойчивость буквы в целом (илл. 32).

Конструкция буквы ф имеет два основных варианта:

1) несколько зауженное подобие зеркального отражения р с двумя овалами (возможно, частично срезанными вертикальным штрихом) и
2) почти круглый овал, рассеченный вертикальным штрихом. Нижний выносной элемент ф подобен аналогичному в р и q, а верхний по форме повторяет b, h, k, l, но по длине иногда бывает короче (как правило, в шрифтах с мелким очком строчных или если верхние выносные заметно выше роста прописных знаков). В шрифтах подчеркнуто архаичного рисунка встречаются выносные элементы ф с раздвоенными концами в виде ласточкина хвоста (илл. 33).

Акценты

Акценты — надстрочные или подстрочные дополнительные знаки, применяющиеся с буквами основного алфавита и обозначающие изменение произношения основного знака. В русском алфавите есть 4 буквы с акцентами: Ё, ё, Й, й. Если с Ё и ё при проектировании кириллицы обычно не возникает проблем, потому что можно использовать соответствующие акценты — две точки (диэрезис) из латиницы (и эти буквы практически почти не применяются в наборе), то Й и й требует более подробного рассмотрения. Акценты над этими знаками, как правило, имеют самостоятельную форму и не совпадают с латинскими. Правильность восприятия текста во многом зависит от формы акцентов, использованных с Й и й.

Если дизайнер применил в этих буквах знак дуги (бреве), горизонтальной черты (макрон) или ударения (акьют), читатель будет задерживаться на непривычных формах, следовательно, шрифт, приличный в других отношениях, не сможет нормально читаться. Акцент над Й и й (кириллическое бреве), как правило, имеет обратный контраст по отношению к латинскому бреве (где наплыв обычно располагается в нижней части дуги), а в антиквенных шрифтах на его верхних концах часто находятся каплевидные окончания (илл. 34). По цвету акценты бывают, как правило, несколько легче основных знаков, причем прописные обычно более плоские и широкие, чем строчные. Высота кириллических акцентов определяется уровнем расположения акцентов в латинице, но во всяком случае они не должны прилипать к основному знаку или слишком отрываться от него.

Естественно, процесс проектирования шрифта не ограничивается описанными выше действиями. Каждый раз после определения формы очередного знака полезно вернуться к шрифту в целом, чтобы его составные части не выпадали из общего ансамбля.

paratype.ru

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.